Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Волоколамске Печать
Автор: Administrator   
30.11.2019 17:16

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Волоколамске

Протоиерей Николай Яковлев, настоятель Покровского храма города Волоколамска

В западной части Волоколамска, на возвышенности стоит церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. История храма восходит к далекой старине. По преданию, на месте расположения церкви еще в XII веке князем Андреем Боголюбским был основан Покровский монастырь. Такое название монастыря явно неслучайно. Как известно, появлению в нашем церковном календаре особого праздника в честь Покрова Божией Матери мы обязаны именно усилиям святого князя Андрея Боголюбского. Волок был тогда отвоеван у Новгорода и некоторое время находился под властью Владимиро-Суздальского князя. Здесь Андрей Боголюбский праздновал свадьбу своей дочери[1].

Своеобразие Покровской церкви заключается в том, что за свою долгую историю она как бы впитала в себя духовное наследство двух некогда находившихся на этом месте древних монастырей – Покровского и Варваринского. Существование Покровского монастыря прослеживается до третьей четверти XVIII века, на что указывает выписка хозяйственного характера (из Писцовых книг за 1636 г.), сделанная в 1670 году «того монастыря попом Константинам с причетники» (сохранилась в копии ХIХ – начала ХХ в.)[2]. В дальнейшем никаких упоминаний об этой обители более не встречается. По-видимому, именно в это время монастырь прекратил свое существование, и лишь древняя, деревянная, монастырская церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы продолжала стоять до начала XIX в., став обычным приходским храмом.

Во второй половине XVII века значение религиозно-духовного центра в этой части города перешла к другому, находившемуся в непосредственней близости от Покровской обители монастырю во имя святой великомученицы Варвары.

В Писцовых книгах XVII века под 1626 годом значится «на Волоке, на посаде, Варваринский девичь монастырь, а в нем церковь Успения Пречистыя Богородицы древяна клетцки (т.е. деревянная, построенная клетью – по типу обычной крестьянской избы), да церковь Христовы мученицы Варвары древяна же ветха, завалилась: а в монастыре в келье игуменья Варсонофия Егубова, да восемь келий, а в них осмнадцать стариц, да келья пуста; да у церкви во дворе поп Кузьма Яковлев...»[3]. По-видимому, упоминаемая Варваринская церковь, по названию которой именовался и Варваринский монастырь, была наиболее древним монастырским сооружением и, наряду с главным храмом Покровского монастыря, относилась к временам Ивана Грозного. Монастырь окружала деревянная ограда с башнями. Около монастыря сложилось поселение – слобода.

Почитание святой великомученицы Варвары в Волоколамске связано с Иулианией, женой Волоцкого князя, Бориса Васильевича. Память святой Ульянии (Иулиании) праздновалась в один день с памятью великомученицы Варвары. Часто обе святые изображались на одной иконе. Возможно, икона принадлежала волоцким князьям и была вложена в монастырь для вновь построенной церкви.

К сожалению, история не оставила почти никаких свидетельств о жизни монастыря в период XVI – XVII вв. Сведения по истории его строительства также чрезвычайно скудны.

Значительные строительные работы развернулись в Варваринском монастыре на рубеже XVII – XVIII вв. В этот период игумениями монастыря были Пелагия (упоминается под 1685 г.), Анфиса (Гагарина) (1691 – 1698 гг.) и Гегения (упоминается под 1703 г.)[4]. Именно на время их управления и приходится возведение в монастыре нового каменного храма, поставленного вместо разобранной «за ветхостью» древней, деревянной Успенской церкви. Этот храм поначалу был назван также Успенским и лишь впоследствии был переименован в Покровский. Оживление строительства в монастыре в конце XVII века церковная летопись связывает с проявлением особого внимания к монастырским нуждам со стороны царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной – второй жены царя Алексея Михайловича, матери Петра I. Каменная Успенская (ныне – Покровская) церковь построена на средства царицы и по ее желанию. Начало строительства церкви в Варваринском монастыре в 1695 году – одно из свидетельств возрождения города к концу XVII века.[5]

Таким образом, в начале XVIII века в монастыре существовали три храма: две старые, деревянные церкви – во имя святой великомученицы Варвары и Покровская, и только что построенный, каменный Успенский храм.

Новая монастырская церковь представляла собой простой кубический объем, покрытый четырехскатной кровлей и венчавшийся восьмигранным световым барабаном с небольшой луковичной главой. Одновременно с возведением церкви перед ее западным входом была построена небольшая, отдельно стоявшая шатровая колокольня, просуществовавшая до третьей четверти XIX века. Свой первоначальный облик церковь, сохраняла лишь до второй половины XVIII века. В 1757 году, ввиду того, что древняя, деревянная Варваринская церковь окончательно обветшала и ее пришлось разобрать, к каменному, все еще называвшемуся Успенским, храму была пристроена трапезная с приделом во имя святой великомученицы Варвары.

После упразднения монастыря в 1764 году (по Екатеринскому «Указу о штатах») Успенская церковь стала приходским храмом. «Успенская церковь в пригородной Солдатской слободе переименовывается в Покровскую: в нее переносится престол из приходской, деревянной церкви бывшего мужского Покровского монастыря, известного в Волоколамске с XIII века»[6].

В 1791 году Успенскую церковь приписали к древнему Покровскому храму. Деревянная Покровская церковь с каждым годом все более и более разрушалась, являя, по свидетельству церковной летописи, «немалую опасность для служащих и богомольцев». Поэтому в 1803 г. Духовное правление распорядилось ее разобрать, переименовав при этом «для памяти» соседнюю, каменную церковь в Покровскую. Так церковь, целое столетие именовавшаяся Успенской, получила новое название – Покровской, сохраняющееся за нею и ныне.

В архитектуре Покровского храма соединены традиции древнерусского, белокаменного зодчества. Кирпичный, бесстолпный, одноглавый храм, основной объем которого двусветный четверик, с окнами, украшенными наличниками в стиле нарышкинского барокко, с небольшой трапезной, характерен для XVII века.

Вид храма с юго-восточной стороныВид храма с северо-восточной стороны
Вид храма с юго-восточной стороныВид храма с северо-восточной стороны

Храм сначала был двухпрестольный (главный престол – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, придельный – в честь великомученицы Варвары), а после пристройки южного придела в честь Успения Божией Матери, которую совершили в начале XIX века (1806 г.) на средства волоколамского мещанина Осипа Калинина стал трехпрестольным. В 70-х гг. XIX века при церкви было решено устроить придел в честь святого мученика Уара; храм стал четырёхпрестольным (построен в 1870 – 1871 гг., освящен 14 мая 1872 года). Так как малые размеры старой трапезной с Варваринским приделом не позволяли разместить в ней еще один престол, трапезная в это время была перестроена. Для этого, сломав уже ветхую и мешавшую строительству колокольню XVII века, удлинили стены старой трапезной, причем на новых участках был точно воспроизведен архитектурный декор («поребрик») старых стен 1757 года.[7]

В 1878 г. было завершено строительство новой колокольни (автор проекта – академик архитектуры С. В. Дмитриев, ученик К. А. Тона). Строительство велось усердием церковного старосты П. Ф. Денисова. Причем, как оказалось, староста обладал незаурядным даром иконописца. Именно им созданы в духе академизма первой половины XIX века, в главном алтаре храма два запрестольных образа «Воскресение Христово» и «Богоматерь с Младенцем». Новая колокольня повторила основные архитектурные формы своей предшественницы – колокольни XVII века. И сегодня в силуэте храма господствует стройная колокольня в четыре яруса.

Дошедший до нас интерьер храма создан в последней трети XIX века. Настенная живопись, исполнена в традициях академизма.[8]

При входе в храм, верующие молятся у образов двух Ангелов, изображенных на стенах нижнего яруса колокольни. Свиток в руках одного из них содержит грозное предостережение: «Дивлюсь долготерпению Божию! Как не сойдет с небес огонь и не попалит тех, кто дерзает в храме разговаривать во время Божественной службы».

Ангел слеваАнгел справа
Ангел, находящийся слева, при входе в храмАнгел, находящийся справа, при входе в храм

Вразумленные наставлением Ангелов, богомольцы проходят в трапезную часть церкви, где оказываются в окружении росписей, изображающих события из жития великомученицы Варвары. По сторонам трапезной размещены иконы в киотах. Интересна в этой части трапезной храма, выполненная в живописной манере икона Божией Матери «Взыскание погибших», написанная вдохновенной кистью монахини Акатовского монастыря, Екатерины.[9] Здесь находятся небольшие придельные алтари приделов великомученицы Варвары и мученика Уара с чтимыми иконами святых. В левой части иконостаса алтаря, придела святого мученика Уара, в углублении линии алтаря, находится список иконы Божией Матери «Державная», явленный Церкви и народу Божию в марте 1917 года. Видимо, неслучайно икона оказалась практически как бы невидимой, поскольку в годы становления богоборческой власти «Державную», на которой Богородица изображена с символами царской власти, изымали из храмов и уничтожали.

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» в трапезной храма, с южной (правой) стороны

Икона Божией Матери «Взыскание погибших»

в трапезной храма, с южной (правой) стороны

Икона святого мученика Уара в иконостасе придельного алтаря мученика в трапезной, слеваИкона святой великомученицы Варвары у придельного алтаря великомученицы, в трапезной, справа
Икона святого мученика Уара в иконостасе придельного алтаря мученика в трапезной, слеваИкона святой великомученицы Варвары у придельного алтаря великомученицы, в трапезной, справа
Икона Божией Матери «Державная» в местном ряду иконостаса придельного алтаря мученика Уара в трапезной, слева

Икона Божией Матери «Державная»

в местном ряду иконостаса придельного алтаря мученика Уара в трапезной, слева

Проходя между приделами, по сторонам видим минейные иконы, образа чтимых святых. В частности, можно увидеть очень редкую икону, на которой изображены вместе со Святителем Николаем преподобные Сергий Радонежский и Иосиф Волоцкий, которого почитают как особого покровителя города Волоколамска. Здесь же прихожане видят икону святителя Тихона Задонского с поучительными словами на свитке в его руках: «Употреби труд, храни умеренность – богат будеши. Воздержно пий, мало яждь – здрав будеши. Твори благо, бегай злаго – спасен будеши».

Икона Покрова Пресвятой Богородицы в левой части четверика храма, около левого клиросаЧасть храма слева, у главного иконостаса

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

в левой части четверика храма, около левого клироса

Часть храма слева, у главного иконостаса

В главной части храма, в четверике, сосредоточены главные святыни: икона Покрова Божией Матери в металлическом окладе, деревянный резной образ Святителя Николая Чудотворца также в металлической ризе и образ высокочтимой иконы Божией Матери «Достойно есть», установленный в правой части четверика храма, у клироса. Икона «Достойно есть» находилась до революции в Знаменской церкви села Корневское (ныне Лотошинский район). После полного уничтожения храма в годы гонений взрывом, икона сохранялась верующими в различных местах, а в районе 1955-х годов по желанию прихожан Знаменского храма и жителей близлежащих к нему населенных пунктов, икона Богоматери «Достойно есть» была перенесена в Покровскую церковь города Волоколамска с заветом от них о том, чтобы святыня, некогда существовавшего Знаменского храма всегда находилась в Покровской церкви города Волоколамска.

Икона Божией Матери «Достойно есть» в правой части четверика храма, около правого клироса

Икона Божией Матери «Достойно есть»

в правой части четверика храма, около правого клироса

Живописные изображения на стенах главной, средней части храма обрамлены очень красивым, с различными оттенками разных цветов узором. На западной стене четверика храма, занимая большую часть стены, изображены два живописных изображения: справа Успения Божией Матери, слева Покрова Пресвятой Богородицы.

. Живопись на западной стороне четверика храма, справа. Успение Пресвятой Богородицы

Живопись на западной стороне четверика храма, слева. Покров Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы.

Живопись на западной стороне четверика храма, справа

Покров Пресвятой Богородицы.

Живопись на западной стороне четверика храма, слева

Главный алтарь Покровской церкви украшает резной, золоченый, пятиярусный иконостас, созданный в 1873 году. Иконы в нем реставрированы в 1896 году Чистовым и частично в 1960-е годы. К тому же времени относится и большая часть икон. Ранее в иконостасе Покровской церкви находились две редкостные, особо почитавшиеся здесь иконы ХV – XVI вв.: образ Успения Божией Матери и икона великомученицы Варвары (с 1964 года хранятся в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике).[10]

Главный, центральный иконостас
Главный, центральный иконостас

Из основной части храма проходим в Успенский, южный придел, где устроен красивый резной, трёхъярусный иконостас, в местном ряду которого, справа от Царских врат видим икону «Царь Царей» — знаменитую на весь мир святыню, изображающую Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Она является символом всемогущества Христа и всей христианской веры. В приделе размещены также иконы в ризах и без таковых, среди них иконы Божией Матери: «Троеручица», «Всех скорбящих Радость», «Скоропослушница», резная Голгофа с предстоящими, образ преподобного Иосифа Волоцкого, икона святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, икона Собор Архангела Михаила и другие.

Икона «Царь Царей» в иконостасе алтаря Успенского придела

Успенский придел. Иконы Божией Матери «Троеручица» и «Всех скорбящих Радость».

Икона «Царь Царей»

в иконостасе алтаря Успенского придела

Успенский придел.

Иконы Божией Матери «Троеручица»

и «Всех скорбящих Радость»

Успенский придел. Икона Божией Матери «Скоропослушница».

Резная Голгофа с предстоящими в Успенском приделе

Успенский придел.

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

Резная Голгофас предстоящими

в Успенском приделе

Успенский придел. Икона преподобного Иосифа Волоцкого

Вид Успенского придела

Успенский придел.

Икона преподобного Иосифа Волоцкого

Вид Успенского придела

С 1864 года в церкви служил выпускник Вифанской семинарии Николай Николаевич Былов, священник. В 1884 году – священник Александр Муравьев. С 1904 года – священник Николай Иоаннович Беляев, который продолжил служение в 1915 году.

Жесточайшие гонения, обрушившиеся на Церковь после революции 1917 года, не обошли стороной и служителей Покровского храма. В 1932 году священник Владимир Покровский был отправлен в ссылку в Казахстан на три года. Диакон Владимир Осташевский, который кроме служения в церкви Покрова одновременно состоял при Волоколамской тюремной часовне, а также вел в соборе Волоколамского кремля хоровое пение, обучая бесплатно детей, был арестован, осужден и отправлен в ссылку, где был убит.

В 1936 году настоятелем Покровской церкви был иеромонах Пафнутий Бовин из закрытого в 1920 году Иосифо-Волоколамского монастыря. Вместе с ним служили священник Алексий Недумов и диакон Иоанн Королев. Они были арестованы и заключены в тюрьму как «участники контрреволюционной группы церковников-тихоновцев, способствовавших сбору средств для посылки репрессированным служителям культа, за тайные моления в частных домах, участие в контрреволюционных сборищах».[11] Всего тогда арестовали 12 человек. В частности, в вину священнослужителям и прихожанам вменялось установление связи с находившимся в ссылке в Сыктывкаре бывшим епископом Волоколамским Германом Ряшенцевым[12].

Священник Алексий Сергеевич Недумов был приговорен к 5 годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где погиб в 1940 году.

Престарелый иеромонах Пафнутий был отпущен под домашний арест. По свидетельству родственников, некоторое время он жил при храме. Во время войны, после освобождения Волоколамска от немцев, отца Пафнутия снова арестовали и отправили в тюрьму, где он и погиб.

В 1938 году был расстрелян староста храма Кузьма Николаевич Матвеев. Его супруга Наталья Константиновна стала старостой вместо мужа и пребывала в этой должности до самой своей кончины, которая последовала в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1960 году.

В 1938 году в церковь Покрова назначается настоятелем протоиерей Георгий Иванович Зельницкий. Во время Великой Отечественной войны, когда в Волоколамск был оккупирован немцами, отец Георгий сообщал, что из храма захватчиками были похищены все лучшие облачения, серебряная дароносица, убит церковный староста и его дочь. В дальнейшем протоиерей Георгий овдовел, принял монашество с именем Иннокентий и определен в число братии Троице-Сергиевой Лавры. В начале 1949 года постановлением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода уже архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Винницкого и Браславского; в 1951 году назначен епископом Курским и Белгородским, в 1958 году – архиепископом Ростовским и Новочеркасским, с 1961 – Архангельским и Холмогорским, с 16 ноября того же года – Тамбовским и Мичуринским. Скончался архиепископ Иннокентий в 1968 году в Москве.[13]

С 1945 по 1951 гг. настоятелем церкви был протоиерей Александр Михайлович Никольский.

После отца Александра в Покровский храм был направлен выпускник Московской Духовной семинарии Леонид Васильевич Яковлев (1928 – 1988). Протоиерей Леонид был благочинным Волоколамского церковного округа. Добрый, заботливый, внимательный батюшка пользовался заслуженной любовью прихожан. Отец Леонид с большим благоговением совершал Богослужения, соборовал и причащал своих прихожан, внося в их скромные дома все великолепие и праздничность церковной службы, неспешной, сосредоточенной молитвой провожал в последний путь усопших. 13 ноября 1988 года, отец Леонид мирно отошел ко Господу. За несколько часов до кончины, он совершил свою последнюю Божественную литургию. Погребен протоиерей Леонид Яковлев на территории храма, вблизи алтарной апсиды Покровской церкви.

Начиная с 1963 года в Покровском храме некоторые праздничные Богослужения ежегодно возглавлял митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; 1926 – 2003), викарий Московской епархии. В сознании прихожан храма остались памятные впечатления от торжественных архиерейских служб и бесед с Владыкой Питиримом.

Сразу после кончины отца Леонида настоятелем храма был назначен протоиерей Игорь Михайлович Щеглов, скончавшийся уже на другом приходе Московской епархии 25 июня 1994 года.

Вечная молитвенная память всем священнослужителям, членам Прихода и прихожанам храма Покрова Божией Матери ушедшим в вечность!

А жизнь храма под Покровом Божией Матери продолжается. Приходят сюда уже новые поколения верующих, приводят на уроки в Воскресную школу при церкви своих детей и внуков. Здесь трепетно хранятся старые традиции и рождаются новые, например, духовно напутствуют призывников, будущих защитников Отечества, проводят систематическую духовно-нравственную работу с коллективом преподавателей и гимназистов МОУ «Гимназия №1 города Волоколамска» и преподавателями и учащимися МОУ «Волоколамская НОШ № 5», занимаются катехизацией граждан, миссионерской деятельностью, социальной работой.

В заключение следует отметить, что в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.60 №1327 (прил. 2) и п. 3 ст. 64 Федерального Закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Церковь Покрова Богородицы города Волоколамска является объектом культурного наследия регионального значения.


Список использованной литературы:


  1. Вайнтрауб, Л.П. Православные церкви Волоколамского уезда Московской епархии на 1917 г. : указ.-справ. / Л.П. Вайнтрауб. – М., 1999.
  2. Васильева Е.А. Покровский храм города Волоколамска как собрание святынь волоколамского края // Наследие. «Волоколамская земля – перекресток судеб и событий» : седьмая район. науч.-практ. конф. – Волоколамск : [б. и.], 2017. – С. 10 – 13.
  3. В-ламский П. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Волоколамске // Журн. Моск. Патриархии. – 1970. – №10. – С. 19 – 26.
  4. «Дело священника о. Алексия Недумова и др., Московская о., г. Волоколамск, 1936 г.». Дело № П-79704 Архива УФСБ по Москве и Московской области.
  5. Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века. Бовин Пафнутий Тимофеевич. – Режим доступа: http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/.
  6. Памятники архитектуры Московской области : иллюстрир. науч. кат. Вып. 1 / под общ. ред. Е.Н. Подъяпольской ; Ком. по культуре адм. Моск. обл., Центр. науч.-реставрац. проект. мастерские М-ва культуры РФ. – М. : Стройиздат, 1999.
  7. Пэнэжко Олег, прот. Город Волоколамск, храмы Волоколамского, Лотошинского и Шаховского районов / Олег Пэнэжко ; Иоанно-Богословский храм г. Ликино-Дулево. – Владимир, 2008.
  8. Токмаков, И. Ф. Город Волоколамск Московской губернии и его уезд : краткий ист.-стат. и археол. очерк с 8 рис. – М. : Печатня С.П. Яковлева, 1906. – 32 с. : ил. – Режим доступа: http://temples.ru/library.php?ID=40.
  9. Холмогоровы В.И., Г.И. Исторические материалы о церквах и селах ХVI – ХVIII ст. Вып. 9. Волоколамская и Серпуховская десятины. – М., 1896.
  10. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Волоколамске. Храмы России Электронное периодическое издание. – Режим доступа: http://www.temples.ru/card.php?debug_arch&ID=468.
  11. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1695 – 1723 гг. – Режим доступа: http://www.mosculture.ru/object_mo/54411/.



[1] Васильева Е.А. Покровский храм города Волоколамска как собрание святынь волоколамского края // Наследие. «Волоколамская земля – перекресток судеб и событий» : седьмая район. науч.-практ. конф. – Волоколамск, 2017. – С. 10.

[2] Цит. по: В-ламский П. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Волоколамске // Журн. Моск. Патриархии. – 1970. – №10. – С. 20.

[3] Цит. по: Холмогоровы В.И., Г.И. Исторические материалы о церквах и селах ХVI – ХVIII ст. Вып. 9. Волоколамская и Серпуховская десятины. – М., 1896. – С. 5.

[4] Токмаков, И. Ф. Город Волоколамск Московской губернии и его уезд : краткий ист.-стат. и археол. очерк с 8 рис. – М., 1906. – Режим доступа: http://temples.ru/library.php?ID=40.

[5] Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1695 – 1723 гг. – Режим доступа: http://www.mosculture.ru/object_mo/54411/.

[6] Вайнтрауб, Л.П. Православные церкви Волоколамского уезда Московской епархии на 1917 г. : указ.-справ. / Л.П. Вайнтрауб. – М., 1999.

[7] В-ламский П. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Волоколамске. – С. 23.

[8] Памятники архитектуры Московской области : иллюстрир. науч. кат. Вып. 1 / под общ. ред. Е.Н. Подъяпольской; Ком. по культуре адм. Моск. обл., Центр. науч.-реставрац. проект. мастерские М-ва культуры РФ. – М., 1999.

[9] В-ламский П. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Волоколамске. – С. 24.

[10] Сергиево-Посадский государственной историко-художественный музей-заповедник : офиц. сайт. – Режим доступа: http://museum-sp.ru/collection/istoriko-khudozhestvennaya-kollektsiya-xiv-xxi-vv/ikony-xiv-xvii-vv.

[11] Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века. Бовин Пафнутий Тимофеевич. – Режим доступа: http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/.

[12] «Дело священника о. Алексия Недумова и др., Московская о., г. Волоколамск, 1936 г.». Дело № П-79704 Архива УФСБ по Москве и Московской области.

[13] Пэнэжко Олег, прот. Город Волоколамск, храмы Волоколамского, Лотошинского и Шаховского районов. – Владимир, 2008. – С. 168 – 169.

-

Обновлено 07.12.2019 18:42