Доклад. Миссионерское служение мирян |
Возрождение миссионерского служения мирян в православном благовестии сейчас является одной из самых насущных и актуальных задач Русской Православной Церкви. Это было признано и Архиерейским Собором, проходившим в Москве в 2000 году. Этот вопрос обсуждается на съездах епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, где ищутся различные способы и пути его решения. Каждый православный христианин призван осознавать христианское просвещение, благотворительность и ученичество как свою обязанность, право и дар Божий. Современная действительность показывает, что сил одних только священнослужителей явно недостаточно для воцерковления людей. И поэтому в миссионерской деятельности приходов на первый план выдвигается задача миссионерского служения мирян. Звание христианина обязывает не только к тому, чтобы быть в храме на службе, но всей своей жизнью свидетельствовать о Христе. «Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся», – говорил преподобный Серафим Саровский. Ведь без ежедневных трудов личного подвижничества невозможно иметь в душе ту искру жизни, которая без слов способна передаваться окружающим. «Для того, чтобы быть миссионером, для того чтобы передавать свою веру, надо, чтобы эта вера тебя так потрясла, так изменила, что люди, встречая тебя, могли сказать: «О, это не изваяние, это – живой человек! Я хочу стать таким, как он, не потому что он так или сяк верит, а потому что в этом человеке что-то, чего нигде я раньше не встречал. Я посмотреть хочу на его глаза, я хочу послушать его голос, я послушать хочу, воспринять то, что из него как бы светится…» (митр. Антоний Сурожский). Миссионер должен показать истину проповедуемых им слов своей жизнью, так как христианство не доказывается, а показывается. Участие мирян в церковной миссии требует от них необходимой подготовки. Сознательное отношение к своей вере и духовной традиции помогает христианину не только правильно строить свою церковную жизнь, но и делает приход более активным в миссионерском плане. Немаловажным аспектом миссионерского делания приходской общины является социальное служение. Связь миссии и социального служения проистекает из евангельского учения о соответствии слова и дела. Повседневная взаимопомощь и поддержка, если они будут иметь постоянное проявление в жизни общины, оказывают сильное миссионерское воздействие на окружающий мир. Именно готовность всегда прийти на помощь человеку, находящемуся в беде, является наилучшим подтверждением христианской проповеди. В современных условиях человеку очень трудно правильно устроить свою жизнь. Семья, обще-ство, государство стали лишь внешними формами; они уже почти не существуют как общность. В значительной мере утрачена способность к взаимопониманию, практически утрачены общие цен-ности. Многие проблемы современного общества связаны с глубоким кризисом в жизни такого общественного института как семья. Возрождение христианских ценностей в жизни семьи также является задачей церковной миссии. В результате разрушения христианских основ семьи, ухуд-шилось религиозное и нравственное состояние современной молодёжи. Итак, для православных мирян сейчас существует огромное невозделанное поле на поприще миссионерского служения, которое принесёт большую пользу не только для окружающих, но и для самих мирян-миссионеров. Ведь каждый христианин, независимо от его положения в обще-стве призван быть «соработником у Бога» (1 Кор.3, 9) в деле освящения мира. Господь в каждый «час» нашей жизни призывает всех трудиться ради приближения Его Царства, и мы не имеем права замыкаться только в деле личного спасения. Первая тактическая цель миссии заключается в том, чтобы привести в церковь спасенное и искупленное Христом человечество, так как необходимо просветить людей светом Христовой веры, привести их в Церковь, объяснив, что спасение возможно только в Церкви. Вторая тактическая цель – это качественный или духовный рост Церкви. Недостаточно только привести людей в Церковь, ведь само присоединение человека к Телу Церкви не делает человека святым и не гарантирует ему спасение. Поэтому необходимо еще и освящение приведенного в Церковь человечества. Итак, задачей второй тактической цели, является содействие воцерковлению тех, кто откликнулся на церковное свидетельство о Христе Спасителе. Жизненно важным для нашей Церкви является как можно более полное участие мирян в бого-служении. Православное богослужение является одним из самых главных способов миссии, но очень часто оно остается малодейственным. Одной из важных проблем является непонятность бо-гослужения многим новым прихожанам. Поэтому сейчас поистине миссионерской задачей является научение людей понимать смысл богослужения. Ведь наши литургические тексты могут быть величайшим средством учительного, просветительного, миссионерского служения Церкви, так как в них заключается глубочайшая мудрость двадцати веков христианства. В наши дни, когда таинства Церкви стали доступны каждому человеку, необходимо проведение полной катехизации (по святоотеческому образцу) перед крещением для некрещеных, а также для тех, кто был крещен, но не научен; проведение бесед перед венчанием. Всем этим вместе со священником могут заниматься и прихожане храма, получившие специальное образование. Цель православной проповеди, православного образования и катехизации – вложить в сердце человека, в его сознание, во все его существо веру, любящую Бога, веру благоговейную, светящую миру любовию и истиной. Живая практика нашего прихода трудами священника, мирян-катехизаторов, родителей и самих обучаемых освоила следующие формы религиозного образования, катехизации и миссионерства: a) деятельность ЦПШ; б) лекторий при приходской библиотеке; в) подготовка людей к таинству Крещения; г) православный факультатив в Волоколамской гимназии № 1; д) систематические беседы по определенным вопросам в храме; е) публичные выступления в школах, библиотеках, военкомате, на общественных мероприя-тиях; ж) лекции по отдельным предметам, темам и проблемам в вузе (МГУТУ); з) организации паломничеств; и) изготовление и бесплатная раздача листовок, брошюр и дисков. Задачи ЦПШ – просвещение и научение Закону Божию детей прихожан. Помимо просвещения и воспитания на православной основе детей и подростков, такие школы являются важным звеном в возрождении приходов. Привлечение к деятельности этих школ родителей (родительский коми-тет, участие в преподавании и так далее) укрепляет братские духовные связи между прихожанами – родителями и их семьями, создает благоприятную среду для воспитания молодого поколения. Учащиеся нашей школы посещают богослужения, в меру своих возможностей деятельно участву-ют в них, а также несут те или иные временные или постоянные послушания в приходе с учетом своего возраста и возможностей. В ЦПШ детям интересно, приятно, уютно. Это, прежде всего, зависит от преподавателей. Необходима постоянная работа не только по обучению детей и подростков, но и их религиозному и нравственному воспитанию. Для старших детей предлагается углубленное изучение Евангелия, обучение чтению на церковно-славянском языке, пению и т. п. Организуются беседы на различ-ные темы, особенно о нравственности, о богослужении. Важно, чтобы человек оставался при Церкви и в Церкви. При нашей церковной школе создаётся детский хор. Такой хор требует к себе не столько профессионального, музыкального внимания, сколько духовно-молитвенного. Дети должны чувствовать, что их пение – это молитва, помогающая молиться пришедшим в храм. Для сближения членов прихода и учащихся церковно-приходских школ и их религиозного вос-питания очень полезны паломнические поездки. Огромное число детей «заброшено» родителями, они никому не нужны, а в системе организо-ванной досуговой деятельности от общего числа детей и подростков занимаются менее 10% рос-сийских детей. А объединять и воспитывать детей можно в любом совместном деле. В качестве миссионерской работы с молодежью можно предложить следующие мероприятия: 1) духовно-просветительские вечера (о Царской семье); 2) фестивали церковных хоров (в Пасхальные дни); 3) круглые столы с дискуссионным обсуждением различных вопросов, интересующих молодежь (в школах и техникумах); 4) организацию празднований Святой Пасхи, Рождества Христова, дней памяти Святых рав-ноапостольных Кирилла и Мефодия, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, вклю-чающих различные мероприятия для молодежи. Сегодняшнее состояние нашего общества хорошо можно проследить по отношению к семье, так как многие проблемы современного общества связаны с кризисом в жизни этого общественного института. Современная семья потеряла православную традицию, перестала быть домашней церковью, несущей нравственные начала в жизнь человека. Даже внешне благополучные семьи тратят все свои силы и средства на приобретение излишних земных благ. Огромное количество незарегистрированных браков, разводов говорит о том, что современное состояние общества ненормально. Выход – в укреплении семьи, в возвращении к нравственным ценностям Евангелия. От того как человек в молодости решит проблему брака и семьи, во многом зависит его жизненный путь, духовное и душевное состояние и развитие. Церковь по своей природе есть миссия, а значит и создание малой, домашней церкви, есть миссия во всей полноте этого слова. Для успешной деятельности миссии православной семьи, необходимо проводить на приходах различные мероприятия, способствующих рождению все большего количества православных семей. В результате этого пополняется число православно верующих за счет рождения детей и воспитания их в православных семьях. Мероприятия, проводимые нашими прихожанами для молодёжи в этом направлении: а) беседы, круглые столы, вечера – для формирования у молодых семей понятий о семье как домашней церкви, о воспитании детей; б) подготовка специальных брошюр по этой тематике – для бесплатного распространения их не только среди молодых семей, но и среди подростков. Благодаря Бога за благодатную возможность осуществлять миссионерскую деятельность в со-временных условиях, православный миссионер должен всегда иметь в своем сердце апостольские слова: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1 Кор. 13,2).
МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
МРОПП Покровской церкви
|